Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Пермский край: рыба как стратегический запас

Фильтры

Регион

Новости

Пермский край: рыба как стратегический запас

Белуга и осетры больше не заходят в Каму. Как сохранить то, что осталось?

Пермский край не зря называют «Страной тридцати тысяч рек»: общая протяженность рек в Прикамье составляет около 95000 км; количество озер площадью более 10 га – 155! Богата Парма и своими водными биоресурсами. Среди промысловых видов – судак, плотва, чехонь, налим, щука, синец. В наших реках обитают такие ценные виды рыб, как стерлядь, хариус, сом, таймень. Однако нашему природному богатству сегодня угрожают неконтролируемый промысел и браконьерство.

С начала 1990 годов рыбные запасы в Камском и Воткинском водохранилищах увеличивались; пик пришелся на 2004-2005 го-ды; в последние годы наблюдается их снижение. По словам заведующего лабораторией сырьевых исследований Пермского отделения ФГНУ «ГосНИОРХ» (Институт озерного и речного хозяйства) кандидата биологических наук Виктора КОСТИЦЫНА, изменения связаны как с естественными колебаниями численности, так и с влиянием рыболовства и многофакторным антропогенным воздействием.

– В числе факторов – неблагоприятный уровненный режим, – комментирует специалист, – глубокий зимний спуск воды из водохранилищ, объем водного стока крупных предприятий, при котором происходит массовая гибель молоди и взрослых рыб в водозаборах…

Кроме прочего, камские водохранилища отличаются, к примеру от волжских, недостатком естественных нерестилищ, которые к тому же в зимний период уничтожаются оседающим льдом, а весной, к началу нереста, не успевают сформироваться. Чрезмерный спуск воды, по мнению многих специалистов, – одна из главных проблем. Он может вызывать массовые заморы рыбы с неизбежными негативными последствиями во всей экосистеме Прикамья. Среди иных факторов воздействия названо и «чрезмерное рыболовство»…

«Клевые» места, гиблые места

КамГЭС, Сылвенский и Чусовской заливы, Чермоз, Ильинский, Усть-Нытва – кто не знает эти рыболовные Эльдорадо? Развитие транспортных магистралей повлияло и на посещаемость удаленных водоемов, которые также стали испытывать ощутимый рыболовный прессинг. По оценке специалиста Института рыбного хозяйства, в 2008 году степень освоения биозапасов возросла также за счет роста количества субъектов промышленного рыболовства (от 55 субъектов в 2004 году до 62-103 в 2007-2008 годах).

Специалистами ГосНИОРХа неоднократно вносились предложения по ограничению промышленного и любительского лова на отдельных водоемах. И эти предложения были услышаны: в частности, прекращена рыбалка сетными орудиями лова, которая в опытном порядке была разрешена в начале 2000-х годов.

Тем не менее, проблема браконьерства и хищнического истребления рыбного поголовья своей актуальности не теряет. Тысячи рыбаков выезжает на водоемы; только вот рыбацкое счастье часто имеет вид экологической катастрофы, поскольку часть улова просто бросается на берегу. Не берут по разным обстоятельствам, в частности, много рыбы больной, зараженной паразитами, но основная причина варварского отношения банальна – не все любят речную рыбу. Однако и принцип «поймал-отпусти», усиленно культивируемый на Западе, плохо пока приживается на российских просторах – проще выбросить. И выбрасывают.

Браконьерство

Для большинства рыбаков-горожан занятие это – просто хобби. Для многих людей в краевой глубинке – это вопрос выживания. Работы в деревнях и поселках, как правило, нет, и местные жители не имеют других источников существования, кроме использования природных ресурсов.

С 1 января по 7 мая 2009 года инспекторами рыбоохраны Пермского территориального отдела Средневолжского управления Федерального агентства по рыболовству составлено 417 протоколов по факту браконьерства и возбуждено соответствующее количество административных дел; с начала нерестового периода (15 апреля) открыто 7 уголовных дел.

Настоящим бедствием для российских водоемов стали китайские мелкоячеистые сети. Они общедоступны – продаются в каждом магазине, стоят копейки. Многие реки в буквальном смысле слова опутаны сетями, так что культурному рыбаку там ловить становится нечего. Сети часто забывают, бросают после разового использования – проще новые купить. Запрет на ввоз китайских сетей есть, но хитрые азиаты уже нашли выход, наладив производство в России.

Есть и другие хищнические снасти, такие как электроудочки, от которых чаще страдают малые реки.

Исчезающие

Безвозвратно исчезли в Прикамье (в связи гидростроительством) белуга, русский осетр, волжская сельдь, каспийский (волжский) лосось, заходившие в Каму из Волги. А ведь были времена! Белуга и осетр поднималась до Вишеры. В 1860 году у поселка Сыпучи поймана белуга на 40 пудов, в 1936 году у поселка Орел – 4-метровая рыбина. В последние годы полностью исчезла ручьевая форель – последний случай ее поимки в верховьях Ирени зарегистрирован в 1997 году. Еще три вида местных рыб занесены в недавно вышедшую Красную книгу Пермского края (2008 год) как редкие – хариус европейский, белоперый пескарь и сазан.

– Искусственное поддержание численности необходимо почти для всех промысловых видов, в том числе для щуки, судака, леща, жереха, – комментирует Виктор Костицын. – Из редких в охране нуждаются почти все «краснокнижные» объекты: ручьевая форель, таймень, в отдельных реках хариус, в меньшей мере – подкаменщик и русская быстрянка…

Что можно сделать?

С 4 апреля 2009 года вступили в действие новые «Правила рыболовства Волго-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», в которых прописаны нормы любительского и спортивного рыболовства. Таким образом, по словам начальника Пермского территориального отдела Средневолжского управления Федерального агентства по рыболовству Евгения СОТОВА, на пути сохранения рыбных ресурсов устранено главное препятствие – отсутствие эффективного законодательства. Правда, на очереди – закон Пермского края, которого пока нет.

По мнению заведующего лабораторией ГосНИОРХ Виктора Костицына, восстановление проходных видов (осетра, белуги) в настоящее время практически нереально – неустранимы лимитирующие факторы (плотины ГЭС) и трансформирована среда обитания этих рыб. В то же время вполне возможно восстановление таких видов, как ручьевая форель.

– В последние годы нашим институтом проводятся работы по обследованию местообитаний форели в Башкортостане, где она еще сохранилась, – говорит Виктор Геннадьевич. – Отрабатывалась технология перевозки форели из рек Башкортостана в местные водоемы, проводилось опытное выдерживание мальков ручьевой форели в садках Суксунской биостанции. Также нашим институтом запланирована отработка биотехники искусственного разведения хариуса на базе Суксунской биостанции...

По словам специалиста, для восполнения водных биоресурсов необходим целый комплекс мер: 1) искусственное воспроизводство; 2) организация искусственных нерестилищ; 3) оптимизация уровненного режима водохранилищ в весенний период (плавное их наполнение и подержание его в течение 3-4 недель на заданных отметках); 4) недопущение чрезмерной «сработки» уровня воды в зимний период (наиболее проблематично).

В 2008 году Пермским отделением ФГНУ «ГосНИОРХ» разработано рыбоводно-биологическое обоснование на строительство нерестово-вырастного хозяйства в Еловском районе для искусственного зарыбления молодью судака и щуки Воткинского водохранилища.

В настоящее время принята и действует федеральная Программа развития рыбохозяйственного комплекса на 2009-2012 годы, в которую подана заявка от Пермского края на включение строительства Еловского НВХ в перечень финансируемых объектов (на 2010-2012).

В перспективе планируется создать воспроизводственный участок на базе Шерьинского рыбхоза в Нытвенском районе.

Наиболее проблемным объектом отрасли рыбного хозяйства края остается цех воспроизводства рыбы Пермской ГРЭС, который в настоящее время производит малька стерляди (в счет компенсации ущерба, наносимого водозабором рыбным запасам). Сегодняшние объемы выпуска (200-300 тыс. штук в год) являются невысокими, в стоимостном выражении не окупают всей величины ущерба, который наносится экосистеме Камского водохранилища. Кроме того, существует опасность, что в 2011 году по окончании действия договора водопользования, цех будет перепрофилирован, а воспроизводство ценной рыбы заменено штрафами.

Перспективным направлением специалист считает организацию садковых форелевых хозяйств – по типу хозяйства, действующего в Чайковском районе.

Однако Пермский край сегодня – один из немногих регионов РФ, где интенсивное использование водных биоресурсов не сопровождается планомерным воспроизводством рыбных запасов.

Источник: permoboz.ru

Также в разделе

Комментарии (0)